Специальный налог на иностранные названия брендов
предлагают ввести в российской Госдуме
Налог обещают сделать небольшим, но на фоне склонности отечественных предпринимателей к иностранным наименованиям поступления могут стать достаточно весомыми, сообщают Известия.
Автор законодательной инициативы Евгений Федоров отмечает, что отечественные бизнесмены практически во всех сферах, начиная от наименований продуктов питания и заканчивая названиями крупных IT-компаний и производителей одежды, использует привлекательные для клиента иностранные названия.
Как показывают исследования, еще с советских времен потребители больше клюют на иностранные названия товаров, нежели на отечественные. Мало кто из российских потребителей согласится купить одежду под брендом трикотажной фабрики из провинциального русского города, зато с большим удовольствием покупают продукцию этой же провинциальной трикотажной фабрики, имеющую итальянское или французское название. Даже если иностранная составляющая товара на наименовании и заканчивается.
В нижней палате парламента повальным использованием иностранных слов недовольны.
— Сейчас мы как раз пишем этот законопроект, которым планируем ввести налогообложение для российских компаний, использующих иностранные слова в названии товаров, — заявил «Известиям» Федоров. — Сам налог будет символичным: 1% или доли процента. Но он будет указывать на привилегированность наших компаний, находящих подходящие русские слова в наименовании своей продукции.
В настоящее время депутат решает, какую схему применить для взимания налога — будет ли это сбор с прибыли компании или какой-либо другой вариант.
По словам Федорова, есть четкое определение, какие слова являются русскими, какие иностранными. Правда, при этом парламентарий не смог дать однозначного ответа, будет ли такой бренд, как Yandex (сокращенный вариант от yet another indexer), считаться брендом с иностранным названием.
В бизнес-сообществе негативно восприняли идею депутата Федорова по налоговым санкциям в отношении названий с иностранным звучанием.
Глава попечительского совета общероссийской общественной организации «Опора России» Сергей Борисов раскритиковал идею готовящегося законопроекта.
— Это дискриминационные меры, которые никому не нужны. Надо понимать современные интеграционные процессы в мире и не забывать, что мы уже часть ВТО. Поэтому данные предложения могут только испортить инвестклимат в стране и помешать развитию наших компаний, — заявил Борисов. — Нам наоборот необходимо, чтобы наши компании выходили на международные рынки и экономически переплетались с иностранными.
Председатель профсоюза предпринимателей «Лига Свободы» Владлен Максимов считает, что предлагаемая мера ничего не даст.
— Мы знаем, что наши депутаты много думают о патриотизме, но в данном случае не стоит его вмешивать в бизнес. Сама инициатива не даст ничего хорошо, но и плохого в принципе тоже, — отмечает лидер профсоюза. — Где-то лет 8–9 назад подобная тема уже всплывала, как принимать русские названия, как иностранные, но в итоге никаких решений принято не было.
При этом, если закон будет принят, бизнесменам ничего не останется, как исполнять его. И они обещают не задирать цены, дабы компенсировать возможные убытки от дополнительных налогов.
— Безусловно, если подобные проект станет законом и появится новый налог, мы будем выполнять эти требования, — говорит представитель холдинга Ginza Project, объединяющего несколько сетевых ресторанов, Андрей Федорин. — Что касается возможности подорожания наших услуг из-за подобных нововведений, я не вижу особых оснований для изменения цен.
Евгений Федоров обещает внести законопроект о новом налоге в Госдуму до конца года.